Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Готика в Литве (конец 14-16 вв.)

Главная / Литва / Статьи / Готика в Литве (конец 14-16 вв.) /

Период литовской готики делится на два этапа: первый этап - становление стиля, происходившее в конце 14-нач. 15 вв. (костел св. Микалоюса, до 1387 г., в Вильнюсе; замок на острове в Тракай, 2-я пол. 14-нач. 15 в.); второй этап - расцвет архитектуры готики, пришедшийся на

2-ю пол. 15-16 вв. (в Вильнюсе - костел св. Анны, упомин. в 1501 г., костел бернардинцев, конец 15 в.-нач. 16 в.; дом Пяркунаса в Каунасе, 16 в. (?), и другие).

Готический стиль внес свои изменения в конструкцию и строительную технику оборонительных и гражданских сооружений. Строятся монументальные замковые башни и резиденции. Стены зданий возводятся из чередующихся рядов валунов и кирпича. Репрезентативные залы и жилые помещения перекрываются нарядными нервюрными сводами (замок на острове в Тракай; Верхний замок, 13 в.-предположительно 1419 г., в Вильнюсе), украшаются фресковой живописью и витражами (замок на острове в Тракай). Характерными примерами архитектуры готики являются замок в Каунасе, построенный в конце 14-нач. 15 в., и Верхний замок в Вильнюсе. Каунасский замок, четырехугольный в плане, имеющий угловые четырехугольные и круглые башни, окружен рвом.

Верхний замок в Вильнюсе имеет нерегулярную, многоугольную форму плана. Замок неоднократно перестраивался. После пожара 1419 года по распоряжению великого князя литовского Витаутаса, внука Гедиминаса, был построен новый замок, разрушенный во время войны 1660 года. Оборонительные стены этого замка объединяют несколько башен. Сохранились три яруса западной башни его оборонной стены: на почти квадратном в плане цокольном этаже построены верхние восьмиугольные ярусы с винтовой лестницей в стене. Эта восьмигранная башня главенствует в панораме города, в 20 в. она реконструировалась. Сохранились также фрагменты двух других башен оборонной стены, опоясывавшей территорию Верхнего замка, и часть каменных стен трехэтажного княжеского дворца, находившегося в восточной части. Помещения его первого этажа, перекрытые цилиндрическими сводами, с печами воздушного обогрева, имели хозяйственное назначение. Весь второй этаж занимал парадный зал с крестовыми сводами; третий этаж, по всей видимости, был жилым. Дворец примыкал своим массивом к обводной стене. Стена была сложена из огромных валунов на известняковом связующем растворе и облицована кирпичом. Красным кирпичом были облицованы также крепостные башни и въездные ворота.

Подобные замки были возведены в Новогрудке (14-16 вв.), в Гродно и в Тракай. Литовские князья реконструировали замки в разных районах Великого княжества Литовского, в том числе и на украинских землях (замок Любартаса, кон. 13 в.-1340-е гг., в Луцке; замок 14 в. в Каменец-Подольском), после чего их планировка и архитектура приобрели черты, имеющие много общего с литовскими замками. Жилые (одно- и трехэтажные) дома, построенные в городах Литвы в готическом стиле, в отличие от зданий соседних Польши и Германии, имели въездные ворота, расположенные рядом с ними, а если дом занимал всю ширину участка, то в нем делался сквозной проезд, из которого вход вел в сени, что являлось своеобразной чертой готики Литвы.

Выразительностью своей архитектуры отличаются костелы, исполненные в готическом стиле. Они выполняли не только свое прямое культовое назначение. В них проводились сеймы и цеховые собрания ремесленников, философские диспуты и театральные представления. Первоначально культовые здания Литвы представляли собой зальные прямоугольные, квадратные или крестовые в плане церкви (к первому типу относится приходской (архикафедральный) костел-базилика, упомин. с 1413 г., в Каунасе; ко второму - костел св. Микалоюса в Вильнюсе, к третьему - костел Витаутаса в Каунасе, ок. 1400 г.). Костелы могли быть трехнефными и однонефными (костел в Запишкисе, 1578), безбашенными, как костел в Мяркине (1442), или с одной башней - на главном фасаде, как у каунасского костела св. Витаутаса, либо на боковом (костел св. Микалоюса в Каунасе, упомин. с 1495 г.). В Великом княжестве Литовском строились также храмы и оборонного типа (в Сынковичах, кон. 15-нач. 16 в., и Мурованке, нач. 16 в., оба в Белоруссии).

Распространение получает трехнефная зальная церковь, в форме которой построены костел св. Георгия (Юргиса) в Кедайняй, нач. 15 в., как и костел Витаутаса (Витауто) – один из древнейший в Каунасе, заложенный около 1400 г., с характерными чертами ранней готики, такими, как высокая двускатная крыша, треугольный фронтон, редкие оконные проемы в массивных стенах, укрепленных контрфорсами, перекрытых нервюрными крестовыми сводами; особенное своеобразие придавала ему восьмигранная башня на западном фасаде.

В 1387-1388 гг. в Вильнюсе, в связи с принятием католичества в восточной Литве, был построен кафедральный костел. В центральной части нынешнего Кафедрального костела под полом найдены остатки квадратного каменного здания неясного назначения с диагональными угловыми контрфорсами и фрагментами пола из разноцветных глазурованных и орнаментированных керамических плиток, с чертами романского стиля или ранней готики (предположительно 2-я пол. 13 в.). После пожара 1419 г. великий князь литовский Витаутас распорядился заново отстроить костел на том же месте, увеличив его размеры. Это был готический трехнефный храм с двумя башнями. После окончания строительства у его внешних боковых стен феодальная знать начинает возводить родовые часовни-мавзолеи, существование которых оказало влияние на архитектуру костела при всех его дальнейших реконструкциях; они сохранились до сих пор. В 1534-1557 гг. костел был реконструирован римским архитектором Б.Занобия де Джанотти, и хотя он сохранил характерную для готики зальную трехнефную структуру интерьера с высокими четырехугольными столбами, само здание получило ренессансный вид. К этому же времени принадлежат и два тонкой работы мраморных надгробия, расположенные в часовне Гоштаутасов. Одно, с барельефом канцлера Великого княжества Литовского А.Гоштаутаса, ок. 1539-1541, приписывается Б.Занобия де Джанотти, другое, с барельефом вильнюсского епископа Альшенишкиса, ок. 1550 г., – скульптору Дж. М. Падовани. В 1613-1616 гг. после пожара и ремонта костел получает барочные черты (архитектор В.Поль). В 1623-1636 гг. в юго-восточном углу была построена квадратная, перекрытая куполом с фонарем часовня св. Казимира. Это один из самых ценных памятников раннего барокко в Вильнюсе, с интерьером, исполненным в традициях итальянской школы (приписывается архитектору и скульптору К.Тенкалло), облицованным разноцветным мрамором и украшенным фресками и скульптурами. После реставрации 1692 г. купол, аркады и алтарь часовни приобрели рельефный декор (автор неизвестен). В конце 17 в. итальянский художник К.М.А. Паллони на боковых стенках написал две фрески: «Открытие гроба св. Казимира» и «Чудо у гроба св. Казимира». В нишах стен помещено восемь деревянных посеребренных статуй великих князей литовских (авторы неизвестны). В 1786-1801 гг. костел был существенно перестроен литовским архитектором Л.Стуока-Гуцявичюсом в стиле классицизма (строительство закончил архитектор М.Шульцас). Внутреннее пространство было мало изменено, построен лишь новый главный алтарь и достроена левая сакристия. На главном фасаде появились величественный портик с шестью дорическими колоннами, ниши с барочными скульптурами евангелистов, Авраама и Моисея (римский скульптор Т.Риги), на его фронтоне – горельеф «Жертвоприношение Ноя». В боковых нишах южного фасада были помещены скульптуры князей литовских (скульптор К.Ельскис), северного – скульптуры святых, перенесенных сюда в 19 в. из костелов св. Казимира и Миссионеров. С восточной стороны кафедральный костел был соединен проходом с рядом стоящим королевским дворцом (Нижним замком). Костел является красивейшим памятником классицизма в Литве.

Древнейшим из сохранившихся костелов Литвы является костел св. Микалоюса в Вильнюсе (2-я пол. 14 в., до 1387 г.). Он был построен еще до принятия в Литве католичества – возможно, для иностранцев. Это небольшой безбашенный костел, трехнефный, зального типа, почти квадратный в плане (13х15,75 м), с короткой трехгранной апсидой; у него массивные стены и на углах диагональные контрфорсы. В нем характерные черты готики сочетаются с некоторыми элементами романского стиля (полукруглые арки). Главный фасад его симметричен. Портал скромно декорирован двумя рядами профилированных кирпичей. Плоскость треугольного фронтона украшена тремя группами ниш разной высоты, которые своей ритмикой и игрой светотени оживляют фасад. В стенах апсиды имеются узкие ниши. Внешний облик костела суров, но его интерьер кажется просторным и нарядным. Сетчатые нервюрные своды поддерживаются двумя парами изящных восьмигранных столбов с гранями, сложенными из фасонных кирпичей. Килевидная арка отделяет от нефов пресбитерий (пространство между солеей и престолом). После пожара в 1749 г. костел реставрировали. На главном фасаде появились элементы стиля барокко (изогнутая перемычка центрального окна). Позднее к боковому фасаду была пристроена башня-колокольня (1-я пол. 19 в.). Композиционный строй костела, простой и ясный, повлиял на архитектуру более поздних готических храмов Литвы.

После принятия в восточной Литве католицизма по заказу короля Ягелло на месте городского рынка был построен костел св. Йонаса (1387-1426; 16 в.). Он несколько раз перестраивался. Изначально это был трехнефный зальный костел в готическом стиле, с контрфорсами, восемью столбами и многоугольным пресбитерием. В начале 16 в. к нему были пристроены первые боковые часовни-мавзолеи. В 1571 г. костел был отдан ордену иезуитов и присоединен к коллегии (с 1579 г. – академия и университет). Тогда был снесен старый пресбитерий и возведена новая апсида в стиле поздней готики; за счет этого костел был удлинен. В конце 16 г. было начато строительство высокой колокольни (68 м), которое осуществлялось в несколько этапов, в результате чего выделяются готическая часть и ренессансная часть. В начале 17 в. реконструируюся или строятся заново боковые часовни в стиле барокко и переделывается главный фасад в стиле Ренессанса. После пожара 1737 г. колокольня была надстроена ярусом в стиле барокко, а костел снова был реконструирован. Главный фасад получил богатое пластическое барочное оформление, в интерьере устроены новые своды и хоры для органа, появился главный алтарь (архитектор И.К. Глаубицас?). Костел имел 23 алтаря в стиле барокко, из которых до сих пор сохранилось десять; их композиция является уникальной в Литве. Они расположены очень живописно, двумя группами (три – в конце центрального нефа, семь – за ними, по кривой апсиды) на разных уровнях. Исключительно красив и благородно тектоничен ажурный интерьерный ансамбль алтарей в апсиде, объединенных проходом с лестницами.

Одной из самых красивых в костеле была часовня Огинских. В 1768 г. ее перестроили. Перед часовней были сделаны позолоченные металлические ворота с гербом, плафон свода украсили фреской; великолепен мастерски выполненный алтарный крест с фигурой распятого Христа; в 1861 г. в окнах часовни установили сделанные в Париже витражи. Новая реконструкция костела в духе классицизма произошла в начале 19 в.: его южный фасад, у бокового входа, получил классицистический портик с четырьмя коринфскими колоннами (архитектор К.Подчашинскис). Из интерьера убрали тринадцать алтарей и вместо них у столбов на консолях поставили скульптуры святых Йонасов (скульптор К.Ельскис). В 1898 г. появились витражи в девяти окнах пресбитерия. В конце 19 в. и в начале 20 в. в интерьере костела было установлено несколько мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу (1889), руководителю Польского восстания 1794 г. Тадеушу Костюшко (1917, скульптор, архитектор А.Вивульскис), композитору Станиславу Монюшко (на хорах) .

Во второй половине 15-16 вв. влияние крепостной архитектуры ослабевает, несколько меняется весь характер литовской готической архитектуры: стены храмов теряют массивность и становятся выше, в отделке фасадов, в конструкции сводов искусно используется фасонный кирпич. Контрфорсы венчаются стройными, высокими остроконечными башенками-фиалами, приобретая таким образом более декоративный характер. Увеличиваются проемы окон и дверей.

К зрелой готике принадлежат такие трехнефные зальные церкви, как каунасская церковь св. Георгия (Юргиса) (2-я пол. 15 в.), ансамбль готических костелов св. Анны и бернардинцев с монастырем (кон. 15-нач. 16 в.) в Вильнюсе, обладающий исключительными архитектурными качествами.

Бернардинский костел в Вильнюсе был самой большой готической церковью трехнефного зального типа. Первое здание было возведено в конце 15 в., но вскоре обрушилось (ок. 1500 г.); остались лишь пресбитерий и закристия (ризница). С начала 16 в. началось строительство нового здания Бернардинского костела, оконченное к 1520 году; но и впоследствии он не раз перестраивался, хотя готический характер архитектуры здания не изменился; в 70-х гг. 16 в., после пожара 1564 года, были возведены ячеистые и сетчатые готические своды храма в боковых нефах, создающие ощущение парения. Вертикальную устремленность фасаду церкви придают и контрфорсы, и стрельчатые арки декоративных ниш и окон. В интерьере костела (42,2х24 м) поражает его высота - 19 м; пресбитерий продолжает широкий центральный неф и заканчивается граненой апсидой; триумфальная арка отделяет центральный неф от пресбитерия, восьмигранные готические столбы поддерживают своды. Интерьер украшен барочными алтарями, амвоном (1690) со скульптурами, готическими ажурными железными дверями. Тут же находятся мемориальные памятники начала 17 в.: надгробие князя С.Радвилла (1618 г., скульптор В. ван дер Блоке), надгробие генерала П.Веселовского (1635 г.) и др. С юго-восточной стороны к зданию примыкает невысокая (37 м), но стройная, кажущаяся очень легкой восьмигранная башня-колокольня, построенная на квадратном основании ок. 1600 г. Она особенно выделяется в ансамбле костела красотой пропорций и изяществом декора. Выложенные из кирпича декоративные детали, особенно разнообразные в верхних ярусах, – обрамления оконных проемов, ниш, орнаментальные узоры – мастерски выполнены и усиливают на поверхности стен игру светотени.

В ансамбль бернардинского монастыря входит и костел св. Анны. Это настоящий шедевр поздней готики в Литве, ставший и своеобразным завершителем готических традиций. В середине 16 в. он пострадал от пожаров, реставрирован в 1581 г., капитально отремонтирован в 1902-1909 гг. О первоначальном интерьере костела документальных данных нет. Он однонефный, небольшой (19х8,7 м), но имеет относительно высокий неф (12,7 м) и пресбитерий с граненой апсидой. Стремясь придать зданию легкость и грациозность, мастера сделали стены более тонкими, чем это было принято раньше, что не сказалось на прочности всей постройки. Фасады костела отличаются исключительной оригинальностью, динамичностью, скульптурностью и гармоничной красотой. В отделке фасада использовали фасонный кирпич повышенной прочности, сравнительно небольших, изящных габаритов – меньше, чем в соседнем Бернардинском костеле, - и более 30 различных форм. Кирпич был так прочен, что со временем не разрушилась даже тончайшая профилировка.

Главный фасад костела строго симметричен, легок и грациозен, его нижняя часть, цоколь с тремя арками-входами, контрастирует с необыкновенно декоративной основной частью фасада, в котором видна оригинальная разработка традиционного для трехнефной базилики типа фасада, выработанного во французской готике. Здесь эти принципы использованы в постройке небольшой однонефной церкви, почти неузнаваемо преображаясь. Самой сложной является центральная часть фасада с доминирующими вертикальными членениями, башенкой, треугольными эркерами, наличниками и связывающими все элементы воедино большой килевидной аркой. Вертикали, перебиваемые плавным кружением упругих стрельчатых и килевидных арок, создают впечатление легкого и одновременно напряженно-стремительного взлета вверх. Углы костела акцентированы четырехугольными башенками, вверху становящимися восьмигранными; они завершаются столбиками с пинаклями (декоративными башенками) и фиалами (фигурными шпилями) с краббами (декоративными деталями в виде листьев или цветов), что придает силуэту заостренность, ажурность, создает впечатление изщества и хрупкости.

В 1569 г. в Люблине была заключена новая уния между Литвой и Польшей, которые теперь составили одно федеративное польско-литовское государство – Речь Посполитую. В сложных политических условиях культура литовского народа развивалась, впитывая влияния, которые шли и с востока, из русских княжеств и поднимающегося централизованного Русского государства, и с юга, от культурной сокровищницы белорусского и украинского народов, и, через Галицко-Волынскую Русь, с Балкан, и с запада, из Польши, и из таких культурных центров, как ганзейские города Гданьск, Кенигсберг, Рига, Визби, а в 16 в. – и из Италии; все эти влияния приводили к распространению в Литве интернациональных европейских стилей в их самобытной местной интерпретации.

Структура многих городов, имевших сначала свободный или линейный план, постепенно преобразовывалась в радиальную (Вильнюс, Каунас, Гродно, Укмерге). Однако до середины 16 в. литовские города не имели регулярного плана, что обусловило их своеобразие.

Поиск тура
Ошибка!
Ошибка базы данных
вернуться назад

Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013