Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Романский стиль в архитектуре Латвии

Главная / Латвия / Статьи / Романский стиль в архитектуре Латвии /

Ливонские рыцари вполне добросовестно восприняли духовный идеал средневековья, которому соответствовало искусство мощных и суровых построек в романском стиле. Для этого стиля характерны спокойная сила, торжественность, тяжеловесность, утверждающие безграничное Божественное могущество; массивность и толщина стен подчеркивались узкими проемами окон и ступенчато углубленными порталами. Здание представляло собой обычно систему простых стереометрических объемов – кубов, параллелепипедов, цилиндров, призм. Их поверхность расчленялась лопатками (плоскими выступающими вертикальными полосами), аркатурными фризами и галереями, что ритмически расчленяло здание, не нарушая его единства. Характерной чертой храмов типа базилик (вытянутых, прямоугольных в плане зданий, внутри разделенных продольными рядами колонн или столбов на несколько частей – нефов, от фр. nef и лат. navis – «корабль») были башни, возводимые в местах пересечения продольных нефов с трансептом (поперечным нефом). Каждая из главных частей храма представляла собой как бы отдельную пространственную ячейку, снаружи и внутри четко отделенную от остальных. Конструкция в интерьере производила впечатление устойчивости за счет четких ритмов аркад и арок, включавшихся в каменную массу свода, и самого свода, который мог быть цилиндрическим, крестовым, крестово-реберным или, реже, куполом. Для декора храмов ранний романский стиль в Западной Европе чаще всего использовал настенную живопись. С конца 11- нач. 12 вв. главными стали монументальные рельефы, украшавшие порталы, а иногда и всю фасадную стену, а внутри храма – капители колонн. Плоский рельеф со временем становится более высоким, что усиливает игру светотени, не нарушая органичной связи со стеной. И в целом органика самого здания и его вписанности в рельеф местности была одной из главных черт романского стиля.

Монастырские ордена были основными его распространителями, объединяя под своими сводами монахов-строителей, рабочих, живописцев, скульпторов, резчиков, переписчиков рукописей, декораторов. (С конца 11 в. в Западной Европе стали появляться бродячие артели каменотесов-мирян – скульпторов и строителей). Кроме архитектуры в монастырях развивались и книжная миниатюра, и декоративно-прикладное искусство, чеканка, литье, художественное ткачество, ювелирное искусство, резьба, эмальерное дело и т.д. Романской пластике свойственны монументальная обобщенность и экспрессивность; важную роль играл орнамент.

Господствующие виды искусства Ливонии были вовлечены в культурную орбиту германских стран. Однако конкретные историко-географические условия, специфика этнического и социального развития и удаленность от ведущих культурных центров Европы предопределили главные особенности местного строительства, а слияние различных практических навыков и художественных мотивов в гармоничное целое послужило основой самобытных свойств архитектуры. Уже в 13 в. появляются признаки формирования своеобразной историко-художественной системы: вырабатываются способы изготовления и применения местных строительных материалов (извести, обожженного кирпича, тесаного камня, черепицы), образуются характерные типы зданий. Ведущую роль в архитектуре получают оборонные сооружения – феодальные замки и городские укрепления. Существенно, что многие средневековые города и замки возводились немецкими мастерами совместно либо при участии местных строителей и были населены представителями разных этнических групп. В строительстве широко использовлось дерево: так, две трети церквей, построенных до начала 16 в., были деревянными. Средневековый период в архитектуре Латвии (конец 12-1-я треть 16 в.) имел несколько этапов.

Первый этап (конец 12-1-я треть 13 вв.) относится ко времени начала деятельности немецких миссионеров и крестоносцев в бассейнах рек Даугавы и Гауи. Многократно перестроенные или ныне разрушенные памятники этой поры выделяются регулярностью планировки и тщательностью исполнения деталей. В них отразились позднероманские концепции архитектуры, привнесенные сюда из Скандинавии и Германии. Крещение латгалов и ливов началось в 1186 году постройкой в Икскюле (нынешнем Икшкиле) на берегу Даугавы первой католической церкви (1185 г.-13 в.) под руководством миссионера, монаха-бернардинца (или августинца) Мейнгарта из германского города Бремена. Он стал первым епископом основанного в 1186 г. «Ишкильского епископства на Руси». Церковь строили мастера, приехавшие с острова Готланда. Она была возведена вместе с замком епископа и предназначалась также для обороны. Церковь выложена из грубо отесанных известняковых блоков, раньше покрытых тонким слоем штукатурной обмазки; наружные грани ее архитектурных и конструктивных деталей тщательно отесаны. В плане ее форма близка к квадрату, в центре она имеет крестообразную опору сводов и отделена от небольшого квадратного хора круглой романской колонной, которая своеобразно членит на две части его триумфальную арку. Венчание колонны, необычное, виртуозно исполненное, представляет собой связку из трех полуколонок на сферических консолях. Главный вход, со стороны замкового двора, был в южной части церкви, а ее северная стена прорезана амбразурами. В 17 в. замок пришел в упадок, церковь же не раз перестраивалась и расширялась, но во время I мировой войны в 1916 г. она была разрушена. В 1962-1963 гг. руины церкви расчистил от позднейших наслоений и фрагментарно реставрировал архитектор Г. Янсонс. В связи с постройкой Рижской ГЭС, когда церковь оказалась в зоне затопления, она была, в целях сохранения, частично засыпана грунтом; остатки памятника возвышаются на искусственном острове водохранилища Рижской ГЭС.

В культовом зодчестве Латвии преобладали в 12-13 вв. зальные храмы. Это были вытянутые в плане храмы с нефами равной высоты или с немного более высоким средним нефом без окон - так называемая псевдобазилика; также это мог быть однонефный храм без трансепта. Такие храмы с ровным освещением были удобны для собраний городской общины. Примером зального храма является как раз первая католическая церковь - в Икшкиле. С 14 в. многие из подобных храмов перестраивались в трехнефные базилики с башней на западном фасаде (церкви Петера и Екаба в Риге, Яня в Цесисе, 1283-1287). В 1201 году в Риге – старинном поселении ливов на Даугаве – по системе западноевропейского градостроительства был заложен город с резиденцией епископа (с 1251 г. – архиепископа) и замком магистра ордена Меченосцев (остатки замка известны как амбар св. Духа, или церковь св. Георгия, 1202-1225; конец 17 в.), с коммунальными зданиями, монастырями, церквями и каменной крепостной стеной. В начале 13 в. были основаны епископские и орденские нагорные замки в Турайде (замок архиепископа, 1213 г.-15 в.), в Сигулде (руины замка меченосцев, 1-е десятилетие 13 в.) и др.

Поиск тура
Ошибка!
Ошибка базы данных
вернуться назад

Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013