Главная
Rambler's Top100 Латвия
Города и курорты
Туры в Латвию
Отели
Визы в Латвию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Латвии
Регистрация фирм в Латвии
 
Литва
Города и курорты
Туры в Литву
Отели
Визы в Литву
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Литве
Регистрация фирм в Литве
 
Эстония
Города и курорты
Туры в Эстонию
Отели
Визы в Эстонию
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
Недвижимость в Эстонии
Регистрация фирм в Эстонии
 
Калининградская область
Курорты
Туры
Отели
Достопримечательности
Авиабилеты
Статьи
Полезная информация
 
Новости
Погода
 
Контакты
 
Карта сайта
 
Зодчество в средневековой Эстонии. История таллиннского Вышгорода (Тоомпеа)

Главная / Эстония / Статьи / Зодчество в средневековой Эстонии. История таллиннского Вышгорода (Тоомпеа) /

Проследим историю развития эстонского градостроительства с того времени, когда страна попала под власть крестоносцев. В строительстве этой поры на первый план выдвигается, вместе с сооружением крепостей, и культовое зодчество. Коренные изменения происходят в строительной технологии: распространяются каменная кладка на известковом растворе, арка и свод, применяется обожженный кирпич, которые раньше здесь были неизвестны. Из материалов в южной Эстонии преобладают кирпич и валуны, в остальной – плитняк.

Первые замки в Эстонии нередко строились на месте городищ; изначально деревянные сооружения постепенно заменялись каменными (Тарту, Вильянди, Отепя). Как правило, для закладки замков выбирали места, где были естественные возвышенности или водные преграды.

К наиболее древнему типу укреплений относятся нерегулярные в плане замки;  их территорию обносили стеной в соответствии с конфигурацией рельефа местности. Такие замки получили особенно широкое распространение непосредственно после периода завоеваний (Каркси, Лихула, Отепя – все 13 в.). В 13-14 вв. строили также жилые башни-донжоны (в Пайде, Вастселийне), иногда их строили и позднее

(1510-е гг, в Кийу). Начиная с 13 в. в Эстонии возводят регулярные, четырехугольные в плане сооружения, так называемые кастеллы (в Таллинне, Нарве, Хаапсалу, Вильянди, Курессааре).

В Таллинне Вышгородский замок (Тоомпеа) был построен на месте существовавшего еще в 1 тысячелетии городища древних эстов – Линданиса. Он возводился на высоком плато с крутыми склонами, площадью в 7,3 га, возвышающемся над уровнем моря на 48 м. По народным преданиям, холм образовался из каменных глыб, которые носила в своем переднике на могилу мужа, легендарного богатыря Калева, его вдова Линда. И весь холм Тоомпеа называется в народном эпосе могилой Калева. Главные здания здесь сооружались после завоевания Таллинна крестоносцами в 1219 году. Замок начал строиться во времена магистра ордена Меченосцев Фольквина в 1229 году. В южной части Тоомпеа была воздвигнута крепость, окруженная каменными стенами. Ее назвали малым городищем, так как она занимала только часть территории Вышгорода, т.н. большого городища. Впоследствии она превратилась в замок Тоомпеа – военный и государственный центр страны. Тогда же были построены и Домская (епископская) церковь, резиденция епископа, дома феодалов и другие здания. Из-за пожаров сохранилось не так много – некоторые части крепости, Домская церковь, или Собор Девы Марии. Она известна уже с  начала 13 в., когда была построена сначала деревянная, а потом и каменная церковь, что было связано, вероятно, с пребыванием в Вышгороде доминиканцев в 1229-1233 гг. От первоначальной церкви остались только стены квадратного хора. Вероятно, в последней трети 13 в. была построена ее новая трехнефная, четырехтравейная продольная часть с контрфорсами; церковь, широкая и короткая, возможно, планировалась как зальная. Для сводов были установлены консоли (выступы в стене или заделанные одним концом в стену балки, поддерживающие своды, карнизы, балконы и т.д.), что характерно для цистерцианской архитектуры, которая отразилась позднее и в оформлении деталей – таких, как висячие колонки и лизены (плоские вертикальные выступы на стене здания). Тогда же были сделаны и порталы, в том числе главный портал, перспективный, на южном фасаде. В последней четверти 13 в. снесли старую восточную стену и возвели полигональную апсиду. Хор перекрыли восьмидольным домикальным сводом с валикообразными нервюрами. До наших дней из скульптурного декора хора сохранились замковый камень апсиды, а также натуралистические растительные формы орнамента, сходные с декором церкви св. Екатерины в Карья. В 1-й пол. 14 в. продольная часть была дополнена западным эмпором (ложей) в глухой стене; видимо, тогда же здесь возвели четырехгранные столбы. Боковые нефы были перекрыты сводами во 2-й пол. 14 в., а центральный базиликальный неф - лишь в 15 в. Его подпружные арки по форме близки аркам монастырской церкви в Падизе. В 15 в. во внешнем углу, между хором и южным нефом, была возведена колокольня и сделаны другие пристройки, в том числе несколько капелл. Многие изменения в соборе производились после больших пожаров, которые были особенно разрушительны в 1433, 1558 и 1684 гг. Последний уничтожил большую часть каменного декора церкви. В 1778-1779 гг. в западной части здания появилась толстая башня со шпилем (кивером) в стиле барокко (архитектор К.Л. Гейст). Интерьер церкви, простой, но монументальный, богат различными памятниками, в основном, надгробными. У южной стены в алтарной части находится надгробие шведскому полководцу Понтусу де ла Гарди и его жене – дочери шведского короля Иогана Ш, признанное высшим художественным достижением Ренессанса в Эстонии. Оно создано в последнем десятилетии 16 в. (1589-1595 гг.) таллиннским скульптором и архитектором А.Пассером. Главную часть памятника составляет саркофаг, где вырублены фигуры супругов в натуральную величину, и эпитафия над ним из тесаного камня с прекрасными скульптурами. На боковых сторонах саркофага высечены различные барельефы; на одном из них изображена осада Нарвы, в которой утонул П. де ла Гарди в 1585 г. Тот же мастер делал и другие надгробия: К. фон Тизенгаузену (1599), К.Гурну (1601). Мастер Г. фон Акен сделал в ренессансном духе надгробие шведскому гофмаршалу Олафу Ринингу (Рюнингу) (1594). В стиле барокко исполнена мраморная эпитафия Й.Гастферу (1676, мастер Н.Миллих). В 1686 г. была создана кафедра, а в 1694-1696 гг. – алтарь в стиле барокко (мастер К.Аккерман; вероятный автор эскиза – архитектор Н.Тессин-младший). Спустя четверть века мастер И.В. Рабе сделал балдахин кафедры (1720). Надалтарную картину написал Э.Гебхардт в 1881 г. Из многочисленных гербов-эпитафий 17-18 вв. наиболее высокохудожественные, с богатым акантовым декором, созданы в мастерской К.Аккермана (конец 17 в.). В церкви были похоронены и знаменитые русские моряки – адмирал С.К. Грейг (1736-1788 г.), командовавший отрядом в Чесменском сражениии, а потом всем Балтийским флотом во время русско-шведской войны 1788-1790, одержавший победу в Гогландском сражении, и военный моряк и океанограф И.Ф. Крузенштерн (1770-1846), который совершил первое кругосветное путешествие на кораблях «Надежда» и «Нева», был создателем Военно-морской академии и соучредителем Русского географического общества, положил начало систематическим глубоководным исследованиям Мирового океана, создал двухтомный «Атлас Южного моря». Классицистическое храмообразное надгробие Грейгу, выполнено, вероятно, по эскизу известного петербургского архитектора Г.Кваренги;  мастером предположительно был И.П. Мартос. Погребение Крузенштерна, уроженца Эстонии, было осуществлено по особому разрешению, так как в церкви с конца 18 в. хоронить запрещалось, и стало последним. Памятник ему, в неоготическом стиле, создано скульптором И.Г. Экснером в 1848 г.

После 1238 г. строительные работы стали вести датчане. Вся территория замка была разделена внутренней стеной, а его южная часть стала форбургом. В северной же, у внутренней стены, построили прямоугольный главный корпус с восточной квадратной башней, перед которым образовался замкнутый внутренний двор, окруженный стенами. Затем замок перешел в ведение Ливонского ордена и в середине 14 века перестроен: возведен, с использованием стен датского здания, двухэтажный конвентский дом с внутренним двором (подобный замок сохранился в Курессааре). В замке были помещения для комтура и членов Ордена – такие, как зал заседаний, капелла, спальни, столовая и другие. Тогда же было сооружено четырехгранное строение-данскер (выход), соединенное с бывшей спальней, которое далеко выступает за крепостную стену на склон Тоомпеа. (В 1920-1922 гг. дом и данскер были перестроены, в результате появилось здание Государственного совета, архитекторы Э.Хаберманн и Х.Йохансон, оформление фасада - архитектор Б.Крюммер). Была снесена старая обводная стена на западной стороне, и граница крепости расширилась на запад и восток, была сдвинута на край плато Тоомпеа, и крепость приобрела вид трапеции, изломанной с западной стороны по форме склона. Новое расширение произошло, когда на четырех углах стен, толщиной около 2,5 м, а высотой 20 м, были воздвигнуты башни, из которых сохранились три. В 1371 году в юго-западном углу появилась самая мощная из четырех - круглая башня Длинный Герман, высотой около 46 м, с глубоким сводчатым помещением в нижней части, используемым как склад. Это великолепное строение из известняка, впечатляющее своей строгостью и стройностью. В юго-восточном углу в те же годы была сооружена и другая башня, не сохранившаяся до наших дней, – восьмигранная на четырехгранном основании, названная Стюр ден Керл («Отрази врага»). Около нее находилась система ворот. Чуть позже в северо-западном углу возвели консольную башню Пильстикер. С востока и севера крепость окружал глубокий ров, куда направляли воду из озера Юлемисте. По другую сторону рва перед подъемным мостом были вторые ворота, от который сохранились, в перестроенном виде, круглые башни Вируских ворот и одна башня у Раннавярав. С восточной стороны, до надвратной башни Люхике-Ялг, тянулся еще и дополнительный защитный двор. В 15 в. башня на Люхике-Ялг, прежде деревянная, была заменена мощной каменной. Отсюда в нижний город вела пешеходная дорога. До сих пор сохранилась окованная дверь 17 в. До конца 17 в. в нижний город из Тоомпеа можно было спуститься только одним путем – через двор внутри крепостных стен по Люхике-Ялг (Короткая нога) и Пикк-Ялг (Длинная нога). В конце 17 в. была проложена улица Тоомпеа, а в 1903 г. возник и ход через двор здания суда на т.н. лестницу Паткуля. Ruletka kasynowa online na iPada, iPhone'a, Androida i innych urz?dzeniach mobilnych

 К середине 14 века было закончено в основном строительство стен с одиннадцатью башнями, в том числе с башнями-воротами, но в дальнейшем стена постоянно застраивалась. К 1410 году в укрепленном поясе было уже 28 башен, большая часть которых имели название.

С появлением в 15 в. огнестрельного оружия, особенно артиллерии, потребовались изменения в строительстве укреплений. Высота стены была увеличена до 16 метров (на западе несколько ниже), и хотя толщина стен была 2,5-метра, для ее укрепления возвели опоры. Для 15 века характерным стало строительство многоэтажных, высотой около 18-22 м, стенных подковообразных башен, которые значительно выдавались наружу и позволяли вести фланкированный огонь. В башнях доминирует отделенный поясом верхний этаж с часто расположенными бойницами. К башне пристраивался выступающий за городскую стену данскер (выход); выступающие из стены консоли поддерживали его пол - плиту с круглым отверстием. Так были построены башни Кэстриторн (нач. 15 в.), Саунаторн (от эстонского слова saun – «баня», в связи с тем, что башня находилась невдалеке от бани женского цистерцианского монастыря), Тойдумоона, или Гуд-Даг, и др. В 1475 г. была возведена бастионная круглая башня Таллина «Кик-ин-де-Кэк», что значит «Смотри в кухню» - то есть как бы через трубы жилых домов, над которыми она значительно возвышалась. Это самая мощная башня в Таллинне; ее высота 36 м, диаметр 17 м, стены толщиной 3,8 м, в ней шесть сводчатых этажей (при строительстве бастиона позднее два нижних этажа башни оказались под землей). Украшения башни просты: на уровне пола верхнего этажа идет профилированный пояс и вмурованные во время ремонта в стену в виде декоративных деталей отдельные орудийные ядра, которыми при осаде Таллина в 1577 году его обстреливали русские войска.

В 1529 году в конце улицы Пикк возвели орудийную башню, названную «Толстая Маргарита» (1529), ставшую гордостью таллиннского пояса укреплений. Похожую орудийную башню имени Луренбурга построили перед воротами Карья, но в середине 18 в. ее снесли. «Толстая Маргарита» была построена на месте правой башни Больших Морских ворот, рядом с ней возвели новые Морские ворота. Это мощная орудийная башня в виде подковы, ее диаметр 24 метра. Предполагают, что первоначально она была открытой сверху, но затем, с постройкой крыши и межэтажных перекрытий, башня превратилась в четырехэтажное здание, которое стали использовать под казарму, а после революции 1905 году – под тюрьму; во время революционных событий 1917 года таллинские рабочие освободили заключенных, а здание подожгли. Сейчас, несмотря на некоторые перестройки, ансамбль, включающий «Толстую Маргариту», ворота с тонко выработанным из гранита в стиле поздней готики гербом (1529, мастер Г.Конинг) и стройную кругую башню с заостренным дугообразным карнизом, является одной из лучших достопримечательностей города.

Помимо строительства башен вокруг старого города сооружался и мощный земляной пояс, существенно изменивший рельеф города (16 в. и особенно 17 в.). Были построены бастионы у «Толстой Маргариты» (1650, частично разрушен), на восточной стороне города. Образовавшуюся после засыпки рва площадь между бастионами и городской стеной стали застраивать, в результате чего в 50-е гг. 17 в. за городской стеной появилась улица Уус, что значит «Новая» - первая улица с каменными постройками. В связи с обострением отношений Швеции с Россией в конце 17-нач. 18 вв. шведы стали укреплять город особенно интенсивно, однако к 1710 году вместо запланированных 11 больших бастионов и 6 равелинов были сооружены, ценой огромных усилий и жертв со стороны населения, только три мощных, хотя и меньших, чем было задумано, бастиона: Ингери, или Ижорский (Харьювяравамяги, т.е. Харьюская горка), Шведский (Линдамяги, т.е. горка Линды) и Схооне (Раннавяравамяги - горка Раннавярава); в них проложили при постройке большое число сводчатых ходов (казематов). Были возведены также равелины Висмари (около ул. Тоомпеа) и Гоотиде – в южной части пруда «Валликраав», построены несколько внешних укреплений. После Северной войны в районе порта тоже возникли оборонительные сооружения, но поскольку он был отделен от остальной части города, они не изменили внешний вид Таллинна. Завершением строительства городских укреплений можно считать сооружение в западном и северо-западном районах города земляного вала и нескольких дополнительных земляных укреплений, впоследствии срытых, а также создание сохранившегося до наших дней пруда «Валликраав».

Внутри крепости тоже происходили изменения. На рубеже 15-16 вв. в северо-восточном углу построили круглую орудийную башню Ландскруна, а также надстроили на 10 м Длинного Германа.В 1583-1590 гг. шведы возвели у западной стены форбурга, между конвентским домом и Длинным Германом, двухэтажное парадное здание Государственного зала, которое строили мастера польского происхождения Антоний и Иоганн Полиензисы, а с 1588 г. – Г.фон Акен (от здания сохранились широкие проемы окон в западной части крепостной стены). В 17 в. разрушили южную часть крепостной стены, часть предзамкового защитного двора и построили жилые дома, некоторые из которых были снесены только в начале 20 в.

В 18 веке произошли крупные перемены. По приказу Екатерины П в 1767 г. был засыпан восточный ров, снесены часть восточной стены, а также препятствовавшие подвозу строительных материалов Государственный зал и некоторые другие здания внутри крепости, и появилось, на месте восточного флигеля замка и угловой башни Стюр ден Керл,  здание Губернского управления (закончено в 1773 г., автор Я.Шульц). Замок стали использовать в качесте тюрьмы; в 1917 году находившиеся там заключенные были освобождены, а здание подожгли. Здание губернского управления образовало западную стену площади Лоссиплатс (Дворцовой площади). Оно было изначально трехэтажным, с мезонином. Главный его фасад, в позднебарочном стиле, обращен к площади перед замком, где был разбит сквер и проходили парады; в интерьере же преобладает уже стиль раннего классицизма – эпохи Людовика ХVI. Здание подвергалось перестройке и в 19-20 вв., когда вместо мезонина устроили третий этаж, уничтожили балюстраду на крыше, а в центре фасада сделали балкон.

В 1808 г. было завершено строительство южного флигеля замка. К югу от замка в 19 в. разбили т.н. Губернаторский сад, значительно расширенный в 1933 г. Нынешний вид Лоссиплатс получил в начале 20 века с возведением русского кафедрального собора в честь Александра Невского, под чьим началом русские войска разбили крестоносцев и остановили их продвижение на восток. Пятикупольный собор, сочетающий красную кладку со светлыми деталями, имеющий широкие входы с гранитными лестницами (архитектор М.Преображенский, 1894-1900), по-своему величественен, репрезентативен и наряден, но стилистически чужероден таллиннской архитектуре. На Тоомпеа сохранились также отдельные здания и ансамбли эпохи барокко (дом на пл. Рааматукогу, 5, один из наиболее старинных, построенный после пожара 1688 г.; на ул. Рахвакохту, 4; т.н. комендантский дом на углу ул. Тоомпеа и Ныукогуде, 70-е гг. 18 в.), классицизма (здание суда, закончено в 1787 г.; здание на ул. Кохту, 2, 1798 г.; здание на ул. Кохту, 8, - наиболее яркий образец архитектуры классицизма в Таллинне) и историзма, представленного, в основном, подражанием ренессансным формам (здание Рыцарства на пл. Рааматукогу и др.).

В Нарве регулярный кастелл, который назывался крепость Германа, с воротами, обращенными на запад, был построен датчанами в 1-й половине 13 века на границе Ливонии с Россией, проходившей в средние века по реке Нарва. На другом берегу реки был Ивангород (1492). К крепости Германа была пристроена позднее четырехугольная низкая башня, названная позже Длинный Герман, и теми же датчанами (т.е. не позднее 1-й половины 14 в.) заложен форбург в северной стороне замка. Во 2-й половине 14 в., с частичным использованием обводной стены старого кастелла, тут был возведен конвентский дом, а в юго-западном и юго-восточном углах здания – сторожевые висячие башни. Внутренний двор окаймляла деревянная галерея, соединявшая между собой помещения замка. Главную башню надстраивали несколько раз, впервые – в конце 15 века. Возле западной стены крепости был обширный форбург (1341-1342), который тоже неоднократно укреплялся в 16 и 17 вв.

С конца 13 в. появляются замки, характерные для архитектуры Ливонского ордена, – так называемые конвентские дома, где четыре флигеля располагаются под прямыми углами вокруг квадратного двора. По правилам Ордена в конвентском доме имеется часовня, зал капитула, рефекторий (столовая) и дормиторий (спальня), которые соединены крестовым ходом – галереей, расположенной вокруг внутреннего двора. Наиболее древний и огромный конвентский дом находился в Вильянди (конец 13 в.). Письменные источники свидетельствуют, что в 1224 г. на месте древнеэстонского городища начали сооружать каменную крепость по инициативе магистра ордена Меченосцев Фольквина. Судя по всему, ее план приспосабливали к рельефу местности. Видимо, в конце 13 в. началось строительство главного здания замка по типу конвентского дома; оно происходило в несколько этапов. В Ливонии того времени это было самое большое сооружение: каждая сторона его достигала 55 м. От него сохранились лишь нижняя часть стен и западная стена. В северном крыле находились основные помещения замка – часовня и зал капитула. Над северо-западным углом доминировала квадратная башня, сильно выступавшая вперед. Крепость была хорошо защищена предзамковыми укреплениями; конвентский дом был окружен форбургом. На его восточной стороне располагалось жилое здание для наемных солдат, построенное в 15-16 вв., и часовня. В северной части замка находились еще два форбурга, разделенные рвами. Во время войн 17 века крепость значительно пострадала и впоследствии потеряла свое оборонное значение. Среди других замков старой Ливонии Вильяндиский  отличается исключительным богатством скульптурного декора – в основном, капителями (ныне в местном краеведческом музее), которые украшали столбы северного флигеля и крестового хода, обрамлявшего внутренний двор. Над ними работали несколько мастеров, вероятно, раньше практиковавших в Риге. Сохранились и архаичные капители, представляющие собой как бы нераспустившуюся почку растения, и капители с готическим растительным орнаментом.

Великолепным декором отличается и северо-восточная башня другого замка, в Вастселийна. Это был епископский замок, заложенный в 1342 г. магистром Ливонского ордена Б.фон Дрейлебеном в качестве пограничного замка Тартуского епископата против Изборска. Вскоре, с 1354 г., он стал местом паломничества. Самой древней его частью, существовавшей уже в 1353 г., являются мощная четырехгранная башня с часовней и с цейхгаузом, построенные на мысу. Во второй половине 14 в. был пристроен главный корпус, представлявший собой упрощенный конвенский дом с тремя флигелями. В те времена замок считался самым мощным в Ливонии. В конце 15-начале 16 в. его реконструировали: были построены круглые башни с амбразурами для огнестрельного оружия, новый форбург, сложная система ворот. Северо-западная башня, богато декорированная, была возведена, вероятно, по проекту мастера, строившего западные башни Петропавловского собора в Тарту. К 18 веку замок превратился в развалины.

Замки типа Вильяндиского и Вастсейлинского существовали в Пярну, в Курессааре (1345-1365) и в других местах.

Замок Курессааре на острове Сааремаа стал с середины 14 в.,  после Хаапсалу, резиденцией Сааре-Ляэнемааского епископа. Вероятно, первый замок – прямоугольный регулярный кастелл (не сохранился) – заложили еще во 2-й половине 13 в. около тогдашней пристани. В 1330-х гг. началось возведение конвентского дома, правда, после заложения фундамента и строительства массивной квадратной башни в северном углу дома, называющейся Стурвольт, работы были приостановлены или, что не исключено, сменились мастера, поэтому в главном замок строился в 1345-1365 гг. Тогда изменилась и планировка: в восточном углу здания достроили четырехгранную стройную башню, названную Длинный Герман; хотя существует мнение, что башня была построена еще в 1260-е гг. как самостоятельное сооружение. Она была изолирована шахтой от замка как такового. В южной части располагается капелла с восьмигранным центральным столбом. Рядом, в юго-западном флигеле, находится парадный рефекторий с нервюрными крестовыми сводами, опирающимися на восьмигранные столбы. В подобных им профильных формах решены и оконные переплеты и элементы сводов крестового хода, что позволяет предположить, что в этом замке работали мастера из Центральной Европы – вероятнее всего, из Богемии; эти же профильные формы применялись и в церкви св. Мартина в Вальяла. В верхней части внешних стен был открытый боевой ход. Над главным этажом находились хозяйственные помещения. Конвентский дом был достроен в последней четверти 14 в. В 1430-х гг. возвели обводную стену вокруг замка, дополненную затем полукруглыми башнями с бойницами для огнестрельных орудий. В конце 16 века появились первые земляные укрепления. И в последней четверти 17 века замок продолжал укрепляться: по проектам архитекторов П.фон Эссена и Э.Дальберга были построены бастионы и равелины.

В 15 в., в связи с распространением огнестрельных орудий, первые известия о которых в Эстонии восходят к концу 14 в., существенно изменяются оборонительные сооружения. Строятся сильно выступающие из-за стены круглые орудийные башни (в Вастселийне, Хаапсулу), в которых амбразуры для боя делаются и в их нижних зонах. Наиболее характерным для этого времени типом замка был просторный лагерь-кастелл, рассчитанный на большие группы войск (в Пайде, Лайузе).

В средние века шесть городов были окружены оборонительной стеной: Таллинн, Тарту, Пярну, Вильянди, Нарва и Хаапсалу. Но лишь в Таллинне городская стена сохранилась более или менее на всем ее протяжении (из окружности 2,35 км длины крепостной стены и 46 башен в настоящее время существуют 1,85 км и 21 башня). Здесь каменную оборонительную стену начали строить в 1265 году, а систематические работы по укреплению города начались в 1310 году по указанию датского наместника Йоганна Канне. Свою окончательную конфигурацию стена получила к 1346 году; неоднократные реконструкции укреплений продолжались до Ливонской войны (до сер. 16 в.). Об укреплениях других городов Эстонии данных мало. Известно, что их широко реконструировали, особенно в 1-й пол. 16 в.: пристраивали круглые фланкирующие оружейные башни и сложные системы ворот.

В 13-14 вв. архитектура культовых зданий в Эстонии была очень разнообразна. В ней заметно влияние зодчества Германии (прежде всего Вестфалии), Скандинавии (особенно Готланда) и Центральной Европы. На основе архитектуры этих регионов формировались местные школы со свойственными им особенностями. Лишь единичные сооружения 13 в. имеют элементы романского стиля, подавляющая же часть построек относится к готике. В 13-14 вв. в разных частях Эстонии складываются самостоятельные архитектурные школы. В западной Эстонии и на островах распространился тип однонефной безбашенной церкви, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством. Центральная же Эстония любила башни и тип трехнефной зальной церкви, с безнервюрными «купольными» сводами, круглыми столбами, увенчанными резными капителями. В южной Эстонии преобладали кирпичные трехнефные зальные безбашенные церкви с нервюрными сводами.

 Архитектурная школа западной Эстонии хорошо представлена   группой церквей 2-й пол. 13 в. и   1-й пол. 14 в. в Сааре-Ляэнемааском епископстве (церковь св. Мартина, 1240-е гг., в Вальяла; церковь св. Марии, 1-я пол. 13 в. до нач. 14 в., в Пейде; собор Евангелиста Иоанна, 1260-е гг., в Хаапсулу; церковь св. Петра, 1270-е гг., в Каарма).  Это однонефные, безбашенные постройки, часто перекрытые домикальными сводами. Нередко они выполняли и оборонительные функции. Замечателен скульптурный декор церкви св. Екатерины (последняя четверь 13 в., в Карья), церкви св. Марии (в Пейде), сохранились фрагменты стенной росписи (церкви св. Екатерины, в Муху, 1267, и в Карья; церковь св. Мартина, в Вальяла; церковь св. Марии Магдалины, 2-я пол. 13 в., в Ридала; церковь св. Петра, в Каарма).

В церкви св. Петра в Каарма (1270-е гг.) впервые на острове были использованы контрфорсы в строительстве. В стиле церкви сочетаются романские черты (окна ризницы, декор трехлопастного северного портала) и черты готики (стрельчатая форма западного портала, обрамленного круглой тягой с кольцевыми валиками). Домикальный свод хора с парусными колонками и нервюрами продолжает традиции, использованные в строительстве церкви св. Мартина в Вальяла, а три окна на восточной стороне, по всей видимости, в качестве образца имели окна церкви св. Якова в Риге. Позднее над ризницей надстроили второй этаж с камином; он использовался в качестве убежища. Церковь перестраивали во 2-й четверти 15 в., она стала двухнефной. Судя по профилям подпружных арок и по тому, что столбы были восьмигранными, можно заключить, что работали таллиннские мастера. Столбы декорированы примитивными рельефами: на базах изображены аллегорические сцены дикой охоты и рая, на стволах колонн – фигуры Петра и Павла и гербы донаторов. В интерьере церкви находятся произведения разных эпох: крещальный камень - конец 13 в., полихромная деревянная скульптура св. Иосифа, созданная мастерами северо-немецкой школы, принадлежит 15 в., фигуры двенадцати апостолов и скульптурное изображение сцены «Страшного суда», бывшие частью позднеготического алтаря, относятся к 16 в. (ок. 1520 г., круг живописи К.Берга), расписные створки алтаря - ко второй четверти 16 в. (круг живописца Л.Кранаха или Г.Кеммер), а кафедра – уже эпохи Ренессанса (1645 г., мастер Я.Якобсон). На северной стене хора в технике al secco изображено круглое окно, с наружной же стороны проходил расписной фриз, из которого сохранились только фрагменты. Западная башня церкви была построена в начале 15 века.

Сооружение однонефных церквей в западной Эстонии продолжается до 16 века.

Для архитектуры же центральной Эстонии этого времени типичны зальные церкви, имеющие три нефа со стройными круглыми столбами и часто западную башню (церковь девы Марии, в Амбла, церковь св. Марии Магдалины, в Коэру, обе – 3-я четверть 13 в.; церковь св. Мартина, в Тюри, кон.13-нач. 14 в.).

Кирпичная архитектура южной Эстонии из-за многочисленных войн сохранилась плохо. Во 2-й половине 13 в. здесь заметно влияние рижских памятников (трехнефная зальная церковь св. Лаврентия, в Ныо, 1260-1270; Николаевская церковь в виде псевдобазилики, в Пярну, 2-я пол. 13 в., не сохранилась).  Несколько позже важнейшее влияние на развитие архитектуры оказал город Тарту со своими базиликальным Петропавловским собором – самой крупной готической постройкой Эстонии (2-я треть 13 в.-15 в., ныне в развалинах), церковью св. Марии (не сохранилась), церковью св. Иоанна Крестителя (конец 13-14 вв.).

Все эти сооружения – базилики, где зона трифория отмечена нишами, что является исключительным приемом в архитектуре Прибалтики. (Трифорий - аркада во втором ярусе центрального нефа романского или готического базиликального храма, состоящая из ряда трифориев – трехчастных арочных проемов с трехлопастным завершением; это может быть и узкая галерея, расположенная за аркадой или парапетом над сводами и под скатом крыши боковых нефов, а иногда в обходе хора готического храма).

 Уникальной также является и замечательная терракотовая скульптура тартуской церкви св. Иоанна Крестителя (кон.13-14 вв.). Фигурами украшен и вимперг (высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий портал), и внешние стены церкви, и башни; особенно богат скульптурный декор интерьера церкви, и прежде всего ее центрального нефа. На столбах находились фигуры под балдахинами (не сохранились), на импостообразных капителях – рельефы: драконы, растительные мотивы, гербовые лилии. В четырехлопастных нишах над аркадами располагается пояс скульптурных портретов, аналогичный тому, что находится на внешней стене. Над ним – псевдотрифорий, состоящий из ниш с сидящими в них фигурами под балдахинами. Это исключительно редкий прием организации трифория во всей готической архитектуре, где чувствуется отдаленное влияние английской и французской готики.

Сельские церкви в 14 в. нередко возводились по образцу церкви св. Лаврентия в Ныо. С 15 в. распространение получает трехнефная широкая и короткая зальная церковь (церковь св. Мартина в Ранну, 1-я пол. 15 в.), иногда имеющая эркерообразную башенку на западном щипце.

Для зодчества северной Эстонии наиболее значительными являются памятники Таллинна. Позднесредневековые перестройки исказили сооружения более раннего времени (сохранились лишь хор собора св. Марии, или Домской церкви, 13 в.; церковь святого Духа, 14 в.).

В 15 в. складывается своеобразная таллиннская поздняя готика. Собор св. Марии, церкви Олевисте и Нигулисте перестраиваются в базилики. Для построек этой поры характерны порталы с прямыми импостами, нерасчлененные стенные плоскости, опирающиеся на консоли подпружные арки. Их архитектура оказала влияние на культовые здания всей северной Эстонии  (церковь св. Маврикия в Хальяла, 2-я четверть 15 в.; церковь Св. Якова в Виру-Яагупи, сер. 15 в.). Образцы гражданской архитектуры этого времени сохранились лишь в Таллинне. Самым выдающимся из них является здание ратуши.

Таллинская ратуша (1371-1374 гг., закончена в 1404 г.), построенная в готическом стиле, была центром политической, торговой и общественной жизни города. Это единственная в Прибалтике сохранившаяся (и почти в первозданном виде) средневековая ратуша. Она представляет собой двухэтажное здание (длиной 37,5 м и шириной ок. 15 м) с высокой черепичной крышей, увенчанной с востока стройной восьмигранной башней со шпилем в стиле барокко (17 в.); на вершине башни находится фигура воина, который держит в руках флюгер, - т.н. «Старый Тоомас» (1530). Фонтанчики в виде драконовых голов относятся ко времени ремонта в 1627-1628 гг. На втором этаже Ратуши находились залы приемов: в западной части – бюргерский зал (уничтоженный в результате перестроек в 17 в.), зал горожан, для собраний и торжеств; в середине – зал магистрата, художественно отделанный, а с востока – два служебных помещения меньших размеров. В сохранившемся зале магистрата (11,9х8,9 м) – помещения с двумя крестовыми сводами – каменная архитектура проста, но зато на стенах и мебели богатая и ценная резьба по дереву. На спинке одного из кресел,  например, вырезана фигура «Молчание» с внешней стороны и сюжеты «Самсон и Далила» и «Аристотель и Филия» - с обратной; на спинке другого - «Прислушивание», а на задней стороне спинки – «Поединок Давида с Голиафом». Над фигурами «Молчание» и «Прислушивание» изображен цветок розы - символ молчания. Стенные панели венчаются резным фризом 17 в. (высота 47 см) с 20 фигурными композициями, из которых 12 создал Элерт Тил в 1660-1674 гг., остальные – Иоахим Амбрус в 1692-1694 гг. Ратуша тесно была связана с рынком, о чем свидетельствует подвал, тянущийся под всем зданием. Раньше около четверти всей ширины здания занимал просторный аркадный ход (галерея), где торговали в дождливые дни (в 18 в. перестроен под магазин). За аркадным ходом располагался торговый зал, который потом использовался и как зал суда; рядом с ним была камера пыток, куда можно было пройти по лестнице в стене прямо из зала магистрата, служившего еще и судебным залом. Вокруг Ратуши находились здание тюрьмы с арестным домом, важня, мясные лавки, аптека, основанная в 1422 году.

Здание ратуши оказало влияние на архитектуру Большой гильдии (1407-1410) и гильдии св. Улафа (1419-1422). Наиболее типичным для Таллинна жилым домом является расположенный торцом к улице купеческий дом с большой передней (диле) и отапливаемой комнатой (дёрнзе) на первом этаже. Отопление было своеобразным. В подвале находилось основание из каменной кладки, на нем – кирпичный свод, на котором лежал булыжник, над ним, на уровне пола жилой комнаты, - известняковая плита с отверстиями. В процессе топки отверстия плиты закрывали керамической или каменной крышкой и открывали дымоход. Когда дрова сгорали, дымоход закрывали, а отверстия в полу открывали; таким образом тепло попадало в комнату. В подобных жилых 2-3-этажных зданиях главный портал и детали убранства из тесаного камня иногда украшались скульптурным декором.

Важное место в архитектуре Эстонии занимают монастыри. Большая часть их принадлежала Ордену цистерцианцев: мужские монастыри в Кяркна и Падизе (1317), женские в Таллинне (монастырь св. Михаила, или Михкли, 13-16 вв.), в Лихула и Тарту. Архитектура цистерцианских построек оказала заметное влияние на многие другие культовые сооружения. Доминиканские монастыри располагались в Таллинне (монастырь св. Екатерины, 1246 г.-16 в.) и Тарту, францисканские – в Тарту, Вильянди и Раквере. В окрестностях Таллина находился монастырь Пирита (св. Бригитты, ок. 1400 г.-16 в.). До нашего времени частично сохранились монастырские постройки в Таллинне, Падизе и Вильянди.

С памятниками архитектуры тесно связаны многие предметы изобразительного и прикладного и искусства. В декоре церквей 13 в. часто проявлялись позднероманский стиль и готика. Особое место в готической скульптуре Эстонии занимает уже отмеченный великолепный терракотовый декор церкви св. Иоанна Крестителя (Яани) в Тарту (14 в.). Для Таллинна характерна позднеготическая каменная резьба (рельефы порталов). Таллиннские мастера резьбы по дереву создавали интересные образцы мебели, сохранившиеся в таллиннской ратуше. Но деревянная скульптура в 13-15 вв. была, в основном, работы мастеров из Любека и Нидерландов. До наших дней дошло несколько позднеготических створчатых алтарей, созданных по заказам таллиннских церквей. Самыми ценными из них являются ретабло любекской работы в церкви Нигулисте (1481, мастер Г.Роде) и в церкви Св. Духа (1483, Б.Нотке) в Таллинне. Интересны и некоторые алтари нидерландского происхождения. Уникальной является огромная картина (1,6х7,5 м) Б.Нотке «Пляска смерти» (кон. 15 в., церковь Нигулисте). Распространены были надгробные плиты из плитняка. Наиболее древние из них имеют трапециевидную форму и украшены символическими фигурками или орнаментальными изображениями (западная Эстония, не позже 1-й пол. 13 в.). В 14-15 вв . преобладают прямоугольные плиты большого размера (до 2х3 м) с гербами, символами евангелистов и текстами. Авторами их были, по большей части, таллиннские мастера, чьи произведения начиная с 14 в. вывозили в другие страны Северной Европы.

Поиск тура
Ошибка!
Ошибка базы данных
вернуться назад

Курс валют
Информеры - курсы валют

Балтийские новости
20.02.14 | Кемерский парк открывает свои двери

12.02.14 | Праздник музыки европейского масштаба в Риге

08.02.14 | Открытие здания репрессий и пыток

05.02.14 | Праздник Пасхи и весеннего солнцестояния в Латвии

22.01.14 | Самые успешные люди Латвии

20.01.14 | Прощание Латвии с латами

15.01.14 | Скажи Литве «Like»

12.01.14 | Рядом с бизнес-центром - отель

10.01.14 | Деревенский туризм набирает популярность

01.01.14 | Благодаря обыскам выросла цена на наркотики

Все новости


Подпишитесь на рассылку!
Подпишитесь на рассылку новостей и спецпредложений по отдыху в странах Балтии



главная | латвия | литва | эстония | россия | новости | погода | контакты
Туристическая компания "TOURPLUS". Москва, ул. Марксистская, 3, оф. 416,
тел. (495) 785-88-10 (многоканальный).

      Rambler's Top100

© Tourplus, 2005—2013